Начать новую темуОтветить на тему  [ 1 сообщение ] 
Сообщения
 Добавлено: 2010-09-25 20:22
Руководитель релиз-группы
Аватара пользователя
Стаж: 9 лет 1 месяц
Возраст: 28
Сообщений: 4244
Спасибок: 31994
Лайков: 32

Изображение
Титан «большого кино» Сергей Бондарчук

Когда Сергей Бондарчук, со дня рождения которого 25 сентября исполняется 90 лет, только начал режиссерский путь в конце 1950-х – с «Судьбы человека» по рассказу Шолохова, ему уже тогда явно завидовали. Он с 1952 года был народным артистом СССР: Сталину понравилось его исполнение роли поэта Тараса Шевченко в одноименном фильме, и Бондарчук, прыжком преодолев ступеньки карьерной кинолестницы, очутился на артистическом верху – в 32 года.
«Комплимент» Генералиссимуса режиссеру потом не простят. Как не простят и признание, которого Бондарчук добился в мире благодаря масштабным кинополотнам «Война и мир» (1968) и «Ватерлоо» (1970), показанным более чем в ста странах. В мае 1986г на V съезде кинематографистов Сергей Бондарчук был забаллотирован на выборах секретариата и покинул руководство Союза кинематографистов СССР. Коллеги терзали советского кинотитана за все успехи и награды Советской власти (Ленинскую премию, звание Героя соцтруда), напрочь забывая обо всех объективных достижениях режиссера.


 Киноэпопея «Война и мир», снятая к 140-летию со дня рождения Льва Толстого, получившая «Оскар», «Золотой глобус», гран-при Московского кинофестиваля и другие награды, заработала в прокате СССР рекордные 58 млн рублей (бюджет ленты был перекрыт более чем втрое).

Режиссер уловил ритм и настрой великого романа, нашел точные киновоплощения для героев Толстого. В сравнении с «Войной и миром» Бондарчука более ранняя, 1956 года, голливудская киноверсия толстовского произведения выглядела как банальная love story, приправленная псевдорусской клюквой. Да и актеры – Одри Хепберн, Генри Фонда и Мел Феррер – при всем своем таланте играли довольно поверхностно и не создавали ансамбля. Бондарчук, в противовес Видору, овладел почти всем калейдоскопом толстовских тем. Среди них были война, любовь, душевные искания, человек в вихре истории, «мысль народная» – русская душа, «мысль семейная», поиски истины и прозрения человека на смертном одре. Все актеры, начиная с Людмилы Савельевой в роли Наташи Ростовой, Вячеслава Тихонова (князя Андрея), самого Сергея Бондарчука (Пьера Безухова) и заканчивая исполнителями эпизодических ролей, вложили в работу всю душу. И вдохновлял их не только сам знаменитый роман, но, несомненно, и режиссер.

 Бондарчук работал над лентой 7 лет, задействовал 120 тыс человек массовки (и киноэпопея попала в Книгу рекордов Гиннеса), чуть не сжег Москву, снимая пожар 1812 года, и чуть не погиб от внезапной остановки сердца.

Но в конце концов сделал кино, на которое до сих пор равняются режиссеры-баталисты и авторы психологических фильмов. Камера в картине вытворяла чудеса, удивляя то длинными планами без единой склейки (сейчас так работает Сокуров), то, снимая с высоты птичьего полета, то, выхватывая передний план и намеренно смазывая задний – в сцене первого бала Наташи, то замедляя свое движение, когда юная Ростова улыбалась. Применяли даже ручную камеру, чтобы показать, как мир «расплывается» в глазах пьяных гусаров – Долохова с приятелями и участвовавшего в попойке Пьера.
Бондарчук стал таким же киноклассиком, как Эйзенштейн, который благодаря «Броненосцу Потемкину» вошел в мировые киносвятцы. Так что, когда итальянский продюсер Дино де Лаурентис предложил Бондарчуку снять фильм о битве 1814 года при Ватерлоо, в картине с удовольствием стали сниматься известные западные звезды: Род Стайгер (роль Наполеона), Орсон Уэллс и Франко Неро.
Лента «Они сражались за родину» 1975 года была более камерной, чем предыдущие блокбастеры Бондарчука. К 30-летию Победы от режиссера требовали помпезного фильма с рабочим названием «Битва за Кавказ». Он же, бывший фронтовик, сделал ставку на произведение Шолохова – лиричное и человечное. Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Георгий Бурков перевоплотились в рядовых тружеников войны, которые перед лицом смерти испытывают естественное чувство страха и вспоминают мирные времена и своих близких. Лента получила Государственную премию.


 Когда Бондарчук только начал учиться у Сергея Герасимова, киномэтр, прослушав его исполнение гоголевского отрывка про птицу-тройку, воскликнул: «Чему я тебя буду учить? Ты же готовый артист!».

Сергей Бондарчук сыграл Андрея Соколова в «Судьбе человека», шекспировского Отелло у Сергея Юткевича в 1955-м, доктора Астрова в чеховском «Дяде Ване» Кончаловского в 1970-м, Дымова в «Попрыгунье», Бориса Годунова, отца Сергия. Все это трагико-драматические роли. Между тем, однокашники Бондарчука по учебе у Герасимова (давшего своему ученику в 1948 году первую роль – директора шахты Валько в «Молодой гвардии») не раз рассказывали о комическом таланте «кинобогатыря», увы, не востребованном в кино.

 Когда Бондарчук играл в пору учебы во ВГИКе спектакль по «Запискам сумасшедшего» Гоголя, его учителя и сокурсники умирали со смеху: Сергей притащил для представления стол, на котором то скакал, то спал, то залезал под него, то страстно обнимал.

У него была идеальная пластика – каучуковая. О такой мечтает любой артист.
Сегодня мало вспоминают бондарчуковскую «Степь» 1978 года по Чехову. Между тем, это одна из самых поэтичных его картин, чистая лирика. Сам сюжет – поездка мальчика Егорушки из родительского дома к месту учебы – позволял показать безбрежную цветущую степь и передать путевые впечатления ребенка, который все вокруг воспринимает как чудо. Жена Бондарчука Ирина Скобцева, которую он почти всегда снимал в своих картинах (в чем его не преминули упрекнуть в годы травли), рассказывала, что, снимая «Степь», режиссер мысленно возвращался в юность. Уроженец Украины, он вспоминал родное село, серебряное море степного ковыля и свежий запах арбузов.
Завидуют Бондарчуку и сегодня. Режиссеров, подобных ему, у нас сейчас, увы, нет.


Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.


Сергей Бондарчук на сайте Internet Movie Database
Сергей Бондарчук на сайте КиноПоиск.ru
Сергей Бондарчук на Википедии


Государственные награды:

• Народный артист СССР (1952)
• Лауреат Ленинской премии (1960)
• Лауреат Государственной премии СССР (1952 - за участие в фильмах "Кавалер Золотой Звезды" и "Тарас Шевченко", 1984 - за фильм "Красные колокола")
• Лауреат Ленинской премии (1960, за фильм "Судьба человека")
• Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1977 - за участие в создании фильма "Они сражались за Родину")
• Герой Соц. Труда (1980)
• Лауреат Государственной премии Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко (1982)

Кинематографические премии и награды:

ММКФ, 1995 год
Победитель:
Специальный Серебряный «Святой Георгий» за вклад в мировой кинематограф

Каннский кинофестиваль, 1986 год
Номинации:
Золотая пальмовая ветвь («Борис Годунов»)

Каннский кинофестиваль, 1975 год
Номинации:
Золотая пальмовая ветвь («Они сражались за Родину»)

Оскар, 1969 год
Победитель:
Лучший фильм на иностранном языке («Война и мир»)

ММКФ, 1965 год
Победитель:
Главный приз («Война и мир: Андрей Болконский»)

ММКФ, 1959 год
Победитель:
Главный приз («Судьба человека»)

Фильмография

Актёрские работы
1948 — Молодая гвардия — Валько
1948 — Мичурин — Уралец
1950 — Кавалер Золотой Звезды — Сергей Тутаринов
1951 — Тарас Шевченко — Тарас Шевченко
1953 — Адмирал Ушаков — Тихон Прокофьев
1953 — Корабли штурмуют бастионы — Тихон Прокофьев
1954 — Об этом забывать нельзя — Александр Яковлевич Гармаш
1955 — Неоконченная повесть — Юрий Сергеевич Ершов
1955 — Отелло — Отелло
1955 — Попрыгунья — Осип Степанович Дымов, доктор
1956 — Иван Франко — Иван Франко
1958 — Шли солдаты — Матвей Крылов
1959 — Судьба человека — Андрей Соколов
1960 — Серёжа — Коростелёв
1960 — В Риме была ночь / Era Notte A Roma — солдат Фёдор Александрович Назуков
1968 — Война и мир — Пьер Безухов
1969 — Золотые ворота
1969 — Битва на Неретве / Битка на Неретви — Мартын
1970 — Дядя Ваня — Михаил Львович Астров
1973 — Молчание доктора Ивенса — Мартин Ивенс
1974 — Такие высокие горы — Иван Николаевич Степанов, школьный учитель
1975 — Выбор цели — Курчатов
1975 — Пошехонская старина — авторский голос
1975 — Они сражались за Родину — Звягинцев
1978 — Степь — Емельян
1978 — Бархатный сезон — мистер Роберт Бредбери
1978 — Отец Сергий — Отец Сергий
1979 — Взлёт — читает текст
1979 — Профессия — киноактёр — камео
1980 — Овод — кардинал Монтанелли
1986 — Борис Годунов — Борис Годунов
1988 — Случай в аэропорту — генерал-майор Токаренко
1990 — Битва трёх королей — Селим
1992 — Гроза над Русью — боярин Морозов
1994 — Тихий Дон — войсковой атаман Краснов

Режиссёрские работы
1959 — Судьба человека
1968 — Война и мир
1970 — Ватерлоо
1975 — Они сражались за Родину
1977 — Степь
1982 — Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне
1983 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
1986 — Борис Годунов
1994 — Тихий Дон (не завершен)

Сценарии
1968 — Война и мир
1970 — Ватерлоо
1975 — Они сражались за Родину
1977 — Степь
1982 — Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне
1983 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
1986 — Борис Годунов

Фильмы на нашем трекере:

Судьба человека
1959, драма, военный, биография

Война и мир
1968, драма, военный, история

Ватерлоо
1970, военный, история

Они сражались за Родину
1975, кинороман, военное кино

Степь
1977, драма, история

Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне
1982, драма
К сожалению, мы не нашли цифровую копию этого фильма

Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
1983, драма
К сожалению, мы не нашли цифровую копию этого фильма

Борис Годунов
1986, драма, история

Тихий Дон
1994, драма, история
К сожалению, мы не нашли цифровую копию этого фильма

В дань памяти о великом актере и режиссере модераторами фильмов принято решение позолотить фильмы, снятые Сергеем Бондарчуком
_________________
«you failed because you had the wrong dream...»
Не в сети
Профиль  
Начать новую темуОтветить на тему  [ 1 сообщение ] 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения